Вахтенный метод

Вахтенный метод

Кругом были слышны звяканья ложек.

-Друг твой где? Как бы чего не случилось, — с отдышкой проговорил Антон, когда чашка его опустела.

-Да вон он сидит. Обиделся.

-Хорошо, что все обошлось. А ведь могут убить.

-Слушай, что все же здесь происходит?

-А ты что, еще не понял? Историю в школе учил? Помнишь историю средних веков? Вот и здесь, рабовладельческий строй. Средние века в конце двадцатого века, — Антон лег в тень на траву и достал сигарету.

-И это все на глазах…

-Очнись, какие глаза? Кругом тайга. До ближайшего крупного населенного пункта сотни километров, да и там у них все повязано. Понимаешь, брат, выгодное это дело, — Антон протянул сигарету Борису.

-Спасибо, я не курю. Но, все равно, иметь такую колонию, технику… Вербовщики по городам. Тогда причем здесь вахтенный метод?

-Ну, ты уморил, — грустно улыбнулся Антон. -Этот прииск разрабатывали еще при царе. Дороги не было, нет ее и сейчас. Все необходимое доставляли зимой по снегу. Очень богатое месторождение. Их тут много в округе, но это самое богатое. Еще при советской власти умные люди поняли, что можно хорошо поживиться. Но контроль был жесток. Вот и написали в отчете, что рудник иссяк, благо геолог был заодно, а для прикрытия начали разрабатывать месторождение чуть восточней. В Москве скоро это место забыли, а техника осталась здесь. Сначала мыли таясь, не привлекая посторонних, но аппетиты росли, да и много ли ты его добудешь десятком людей. В период великих перемен и демократических преобразований, появился новый хозяин. Он быстро прибрал все к рукам, поставил на широкую ногу. Появились вербовщики, куплены местные власти. Только линейная милиция не в курсе событий, да и то, кто их там знает, — Антон на минуту задумался.

-Так выходит «вахтенный метод» это обман?

-Не совсем так. Здесь есть доля правды. Это обычные сезонные работы. Люди нанимаются на работу на летний период. Начинают работу в мае, заканчивают в конце сентября. Но не на этом руднике, а на том, что восточней. Он и называется «Восточный». Ну, а зимой работают вахтенным методом. В шахте работа тяжелая, да еще зима… Две недели отработал, две в поселке. Вот из этого контингента и выбирают людей, которых не будут искать на «большой земле». Дальше догадываешься, что происходит.

-Ну, а как попал сюда ты? — Борис был шокирован услышанным.

-Это длинная история. Язык мой враг. Учился в политехническом на гзэрфаке. Здесь проходил производственную практику. На четвертом курсе взял академку, влюбился дурак, не сдал сессию. Забрали в армию, в десант. Афган… Вернулся, не успел восстановиться в институт, семестр был в полном разгаре. Подружка моя не дождалась, вышла замуж. Делать нечего, поехал на заработок.

-Также по вербовке, — перебил Борис, заглядывая Антону в глаза.

-Нет. Я же без пяти минут геолог. Знал, что хорошие бабки здесь заколачивают. Приехал, но многое тут изменилось. Устроился помощником старшего геолога на «Восточный». К моему несчастью знал об «Остановском». Этот прииск раньше так назывался. Несколько раз напоминал начальству об этом месторождении. Очевидно, они испугались, что тайна будет раскрыта, и послали в командировку навечно…, — Антон закурил новую сигарету, на минуту задумался, и продолжил.

-Развернулисьони здесь основательно. Хорошо наладили снабжение. Завозят продукты, сигареты, водку, соляру, взрывчатку. Вертолет в полном распоряжении, возможно, их больше. На голодный желудок много не наработаешь, да и недовольных слишком много, поэтому с питанием полный окей. Сигареты, водку можно взять под личный забор. Система оплаты труда очень хитрая.

-Так деньги все-таки платят?

-Это все слишком условно, чтобы стимулировать труд. Якобы на каждого открыт счет, ты можешь брать у завхоза необходимое в пределах лимита. Не лимитированы только сигареты и водка. Все это дрянь… Что толку от этих грошей, если никто никогда не сможет вырваться отсюда.

-А если бежать?

-Куда? -Антон бросил насмешливый взгляд. -С юга непроходимая тайга и горы до самой границы. С севера топи. До ближайшего поселка, по прямой, более ста километров. Пытались некоторые, но тонули в болотах. А кого ловили, на глазах забивали насмерть.

Борис невольно поежился. Услышанное никак не хотело помещаться в мозгу

-А вот Никола, бригадир, мне говорил…

-Ты осторожней с Николой. Сволочь, каких еще поискать… Он тоже из наших. Выслужился гад. Многих мужиков он заложил. Сейчас никто не решается говорить о режиме. Ты смотри, не болтай о нашем разговоре. Почему-то я тебе верю. А Никола, гад, недавно заложил двух парней. Их насмерть забили плеткой. Был тут Сергей, бывший боксер, хотел заступиться, но получил очередь в упор из автомата.

-Да, дела, — без голоса проговорил Борис, с опаской осматриваясь по сторонам. -Нужно бежать.