Малахитовая шкатулка

Малахитовая шкатулка

Вы думаете, что если человек украл, то он — вор и заслуживает сурового наказания? Если он пойман с поличным, и вина его доказана – так о чём тут говорить? Это было и моим мнением совсем недавно. Пока не произошла со мной эта … дурацкая, не подберу даже определения какая, история. И пишу я это, чтобы найти у людей оправдание и понимание. Потому что я не воровка. Ну, рассудите сами – стала бы настоящая преступница после всего, когда ей ничто уже не грозит, рассказывать всё это? Зачем? Хочу оправдаться и поплакаться сразу во многие жилетки, а потом – забыть …

*

Это был самый обычный день и самое обычное возвращение с работы … до тех пор, пока я не вошла в подъезд. Чем выше я поднималась по лестнице, приближаясь к своей квартире на пятом этаже (у нас есть лифт, но я обычно хожу пешком, блюду спортивную форму), тем отчетливее слышала какой-то шум на лестничной клетке – деловитые мужские и женский голоса, какой-то топот и возня … Мебель что ли кому-то привезли?… Ой, нет! Врачи скорой помощи (ну да, машина недалеко от подъезда стояла). И сосед из квартиры напротив помогает санитару носилки спускать. Ну вот, Алевтине Марковне плохо, это её на носилках уносят! Лежит бледная, глаза закрыты, не шевелится … Жива ли вообще? Жалко как, приятная женщина! Уже совсем пожилая, но ухоженная, приветливая всегда, манеры немного старомодные, но не чопорная. Одинокая она, только иногда племянник навещает.

Сосед со мной поравнялся, и тут только глаза поднял и меня увидел. Оживился и кричит наверх врачу-женщине:

— Вот ещё одна соседка идёт, может она сможет помочь?

Я поднимаюсь к нам на этаж, а врачиха на меня с надеждой смотрит и объясняет:

— Бабуля сама скорую вызвала, дверь открыла, а потом ей хуже стало, лежит, говорить не может. А ключи от квартиры где – не знаем, не можем дверь запереть. Придется так квартиру оставить. Вы побыть здесь хоть часок можете?

— Часок могу, — отвечаю.

— Вот хорошо, — говорит врачиха и начинает спускаться вслед за носилками.

— Да вы зайдите в квартиру, может быть, ключи отыщутся? Тогда заприте и родственникам записку оставьте на двери. А мы в милицию позвоним, пусть или родственников найдут, или квартиру пока опечатают! – это она уже снизу мне крикнула.

Зашла я в квартиру, не без интереса, надо сказать. Всю жизнь живу в этом доме и Алевтину Марковну давно знаю, а в гостях у неё ни разу не была. Хоть вроде и любезная она, деточкой меня называет. А всё-таки есть дистанция между нею и другими соседями, какая-то она загадочная немного. Зашла, осматриваюсь – квартира тоже не совсем обычная. Скромно всё, видно, что человек живет пожилой, небогатый, одинокий, и всё-таки … Зеркало в прихожей старинное, в массивной фигурной раме, с разными завитушками, потемнело от времени. Телефонный столик из тёмно-красного дерева с гнутыми ножками. Подсвечник на нём стоит вообще как из музея, а вот телефон – самый обычный, старый, пластмассовый, с круглым циферблатом. Осмотрела прихожую – ключей не видно, прошла в кухню – там тоже скромно, но очень чисто. Старенький холодильник и плита, ободранный столик … а на нем чашка с блюдцем, необыкновенно красивая и изящная, хоть и с выщербленным краем. Нет ключей. Осталось в комнате посмотреть…

Ну… комната вообще похожа на музей-квартиру какого-нибудь классика. Антикварная мебель, потемневшие картины с портретами… Непростая эта соседка, может она графиня какая-нибудь? Забавно – графиня в халате с мусорным ведром в руках. Правда, халаты у Алевтины Марковны тоже были какие-то всегда необычные, бархатные. Поискала и здесь ключи – бесполезно. Может быть в ящике каком-нибудь? Неудобно по мебели шарить… В шкатулке?

Кстати, на комоде шкатулка большая стоит. Пригляделась – вот это да! Вот это шкатулочка! Да она же … из малахита? Вся резная, точно из сказки Бажова. Тут я не удержалась, руки сами потянулись посмотреть, что там. Должно быть или сокровища несметные, или бумаги секретные, а может быть … цветочек аленькой? Я даже засмеялась тихонько. Приоткрыла тяжёлую крышку, а она – полна украшений старинных. Я таких и близко никогда не видела, тем более в руках не держала. Как будто в сказку окунулась. Начала как Танюшка из «Малахитовой шкатулки» всё на себя примерять. Особенно меня потряс гарнитур из тяжелого белого металла — колье, кольцо и длинные висячие серьги с крупными бриллиантами (я конечно не знаток, но не бижутерия же это). Надела колье на шею, кольцо натянула, серьги просто приложила к ушам… Огляделась – зеркала в комнате нет. В прихожей есть! Только темно здесь, включила свет, а лампа всё равно за спиной получается. Бриллианты таинственно сверкают, но разглядеть себя, как следует, не могу. Прошла в ванную…

Совсем другое дело! Смотрю на себя … так, волосы надо назад зачесать, чтобы уши и шея были открыты… Эх, всё-равно… Такие серёжки не для моей короткой шейки. Нет, вообще-то я своей внешностью вполне довольна. Не топ модель, но привлекательная пышная брюнетка. Не полная, а именно пышная – щёчки круглые, с ямочками. Мне 23 года, а меня за старшеклассницу принимают из-за этого. Грудь идеальной формы, попка тоже … всё на месте. И, между прочим, талия – 60 см, и животик плоский. Вот! Но сейчас я пожалела, что я – не моя подруга Варя. Она не красавица, нос немного длинноват, но зато шея – лебединая. С такими серьгами смотрелась бы как принцесса… .

В общем увлеклась, обо всём забыла. Вдруг слышу – дверь входная открывается. Я растерялась, испугалась даже немного… По-дурацки как-то получается – просили за квартирой присмотреть, а я тут в ванной непонятно чем занимаюсь. Скорее воду в бачке спустила, кран с водой открыла. Потом кран закрыла, собираюсь выйти … Господи – кольцо то, и колье! В прихожей кто-то кашлянул и немолодой женский голос спросил:

— Кто тут?

Сняла всё торопливо, зажала в кулаке … Ёлки! Колье из кулачка свисает! Засунула украшения в карман пиджака.

Выхожу из ванной, а в прихожей стоит … Алевтина Марковна?! Я аж обмерла… Да нет, не она… Эта женщина помоложе, крепче как-то, румянее. Но как похожа!

— Я — соседка, — бормочу смущенно, — меня попросили за квартирой посмотреть немного, а мне … вот тут … понадобилось, я же с работы только что, — я махнула в сторону ванной. Зачем вру, спрашивается? Этой женщине, кажется, совершенно всё равно, что я там делала.

— Я сестра Алевтины, мне из больницы позвонили, — говорит женщина (и голос похож, надо же).

— Как там она?

— Ничего не известно пока, у неё инсульт, — печально говорит копия соседки, — а ты, деточка, можешь идти, у меня запасные ключи, я запру квартиру.

Пришла к себе, машинально разделась, брючный деловой костюм осмотрела – не пора ли в химчистку, повесила в шкаф. Теперь не скоро понадобится. Завтра – пятница, а потом я в отпуск ухожу … шорты, топик … до свидания, родной офис! С мыслями о соседке (хоть бы выкарабкалась!) влезла в домашнюю одежду – протертые в самых интересных местах джинсы (ничего, дома можно!) и маечку, потащилась на кухню чайник ставить…

**

Понедельник… Вечер… Собираюсь в отпуск. Звонок в дверь. Спрашиваю: